Бизнес-план является стрежнем, основой любого бизнеса. С его помощью разрабатываются цели, задачи, оцениваются ресурсы и условия конкуренции, прогнозируется срок окупаемости и прибыльность всего предприятия.
Маркетинговые исследования
Это первый этап организации туристической фирмы.
Россия – страна с огромным туристическим потенциалом, но на мировом рынке она занимает далеко не первые места. Национальный продукт продвигается здесь недостаточно. Поэтому стоит присмотреться к идее обратиться именно к внутреннему туризму, или хотя бы сделать на него упор наряду с организацией поездок за границу. Традиционно популярными направлениями считаются страны Европы, Египет, Турция и Краснодарский край.
Необходимо выяснить, какое количество туристических агентств функционирует в вашем регионе и конкретном населенном пункте. После решения этих вопросов можно приступать к знакомству с юридическими нюансами бизнеса в данной сфере.
Юридические тонкости
Бизнес-план туристической фирмы обязательно включает информацию о получении всех необходимых разрешительных документов. Вам понадобится:
• Зарегистрировать юридическое лицо (эта форма ведения бизнеса является наиболее предпочтительной). Для этого требуется оплата госпошлины и изготовление печати предприятия.
• Выбрать банковское учреждение, на счетах которого будут храниться средства уставного фонда, и заключить с ним договор.
• Встать на учет в налоговую инспекцию. На это обычно уходит 1 неделя.
• Встать на учет в различные фонды: пенсионный, социального страхования, Росстат и т.д.
• Заключить договора с ведущими туроператорами страны, чтобы получить доступ к системам онлайн-бронирования.
Сначала в банке открывается временный счет с 50% уставного капитала, а после получения всех справок и разрешений он становится основным. Это будет значить, что ваша фирма может вести хозяйственную деятельность. Только после этого изготавливается печать с последующим ее нотариальным заверением.
На последнем этапе решения юридических вопросов нужно обратиться с пакетом документов в Департамент туризма Минэкономразвития. Здесь вы получите лицензию на ведение туристической деятельности. Она выдается сроком на 5 лет. Для получения лицензии штат вашей фирмы должен соответствовать ряду требований (опыт, образование).
Все вышеописанные действия отнимают много времени, к этому нужно быть готовым.
Направление деятельности
Бизнес-план должен учитывать целевую аудиторию, на какой круг потребителей будут рассчитаны ваши услуги. Важно придумать звучное, неизбитое название для своей фирмы.
Туристический бизнес можно развивать в двух направлениях.
Первое – создать агентство, занимающееся продажей уже готовых туров клиентам. В этом случае понадобится решить проблему сбыта, найти эффективные пути привлечения туристов. Перепродажа туров приносит доход за счет получения комиссионных от туроператора (в среднем это 10-14% от общей стоимости).
Второе – стать туроператором, который будет заниматься организацией и формированием туров. Этот вариант требует немалых финансовых вложений. Обычно туроператорами становятся агентства, работающие на рынке несколько лет и имеющие клиентскую базу.
Еще один вариант – бизнес по франшизе. Для этого нужно найти туристическую компанию, занимающуюся франчайзингом, и обсудить условия сотрудничества. Это отличный вариант для новичков.
Поиск помещения и обустройство офиса
Для размещения фирмы необходим офис. Главные требования к помещению – удобное месторасположение, чтобы клиенты без труда могли найти вас не только в интернете, но и приехать лично; достаточная площадь – до 35 кв. м; хорошее состояние – ремонт обязателен (интерьер и оформление офиса – «лицо» вашей фирмы).
Финансовые вложения потребуются не только на аренду помещения под офис, но на покупку мебели и оргтехники. В офис понадобится приобрести столы, стулья, стеллажи, диваны для посетителей, компьютеры, сканеры, телефоны, сейф и т.д. Это отдельная статья расходов.
Персонал туристической фирмы
Для фирмы-новичка необязательно нанимать большое количество сотрудников. Но без некоторых должностей не обойтись.
• Генеральный директор (обычно это основатель фирмы) занимается разработкой имиджа, вопросами маркетинга, получает лицензии и разрешения, набирает и обучает персонал, взаимодействует с партнерами, руководит процессом.
• Управляющий турфирмы. Этот человек занимается решением юридических вопросов, взаимодействует с туроператорами, организовывает проживание и питание клиентов и другие моменты.
• Менеджеры. Их основная функция – работа с клиентами, оформление договоров, поиск клиентов, информирование их обо всех нюансах.
• Бухгалтер – человек, который занимается финансовыми вопросами, ведет книги записей и осуществляет проводки.
Понадобится нанять также уборщицу для поддержания порядка в офисе и курьера для доставки разных документов. Бизнес-план всегда содержит данные о годовом фонде заработной платы по месяцам для каждого сотрудника.
Маркетинг и раскрутка фирмы
Реклама для начинающей туристической фирмы – основной двигатель. Размещать информацию в СМИ (в газетах, на ТВ) – не слишком результативно. Оптимальный вариант – разработка и продвижение сайта компании.
Это стоит недешево, но является необходимой мерой, если вы хотите, чтобы о вашей фирме узнали. Сейчас бронирование путевок в основном происходит онлайн, это удобно, поэтому многие предпочитают позвонить менеджеру турфирмы по телефону и забронировать тур на расстоянии.
Тщательно продумайте разделы сайта, так, чтобы посетителю было интересно, и необходимая информация находилась под рукой. А лучше всего – обратиться к профессиональному разработчику сайтов.
Финансовый план
Основные статьи расходов, изложенные в бизнес-плане, выглядят так: оформление документов, аренда офиса, выплаты персоналу, рекламная кампания, оплата текущих расходов сотрудников (канцелярия, вода), страховые отчисления и т.д.
Окупается такой бизнес около года при условии, что дело «пойдет». Точные расчеты зависят от многих факторов – экономической и политической ситуации, качества услуг фирмы, продуманной рекламы, высокой квалификации менеджеров и умения владельца находить партнеров среди туроператоров.Минимальная сумма, в которую может обойтись открытие собственной туристической фирмы, составляет 300 тыс. рублей.